Маркеры суицидального и девиантного поведения.
При переходе к подростковому возрасту возникает повышенная чувствительность к самоанализу, пессимистической оценке окружающего и своей личности. Эмоциональная нестабильность, часто ведущая к суициду, наблюдается у четверти здоровых подростков.
Для детей, склонных к суицидальному и девиантному поведению, характерны повышенная чувствительность и внушаемость, способность ярко чувствовать и переживать, склонность к колебаниям настроения, слабость критических способностей, эгоцентрическая устремленность, импульсивность в принятии решения. Нередки случаи, когда самоубийство детей вызывается гневом, протестом, злобой или нежелание наказывать себя и других.
Основные мотивы суицидального поведения детей и подростков:
- Переживание обиды, одиночества, отчужденности и непонимания.
- Действительная или мнимая утрата любви родителей, неразделенное чувство, ревность.
- Переживания, связанные со смертью, разводом или уходом родителей из семьи.
- Чувства вины, стыда, оскорбленного самолюбия; самообвинения.
- Страх наказания, нежелание извиниться.
- Боязнь позора, насмешек или унижения.
- Любовные неудачи, сексуальные эксцессы, беременность.
- Чувство мести, злобы, протеста, угроза или вымогательство.
- Желание привлечь к себе внимание, вызвать сочувствие, избежать неприятных последствий, уйти от трудной ситуации.
- Сочувствие или подражание товарищам, героям книг или фильмов.
Словесные признаки:
- Разговоры о смерти: «Я собираюсь покончить с собой», «Я не могу так дальше жить».
- Намёки о своём намерении: «Я больше не буду ни для кого проблемой», «Тебе больше не придется обо мне волноваться».
- Много шутят на тему самоубийства.
- Заинтересованность вопросами смерти.
Поведенческие признаки:
- Раздают другим вещи, имеющие большую личную значимость, приводят в порядок дела, мирятся с давними врагами.
- Демонстрируют радикальные перемены в поведении.
- Проявляют признаки беспомощности, безнадежности и отчаяния.
Ситуационные признаки:
- Социально изолирован (не имеет друзей или имеет только одного друга), чувствует себя отверженным.
- Живет в нестабильном окружении.
- Ощущает себя жертвой насилия.
- Предпринимал раньше попытки суицида.
- Имеет склонность к самоубийству.
- Перенёс тяжёлую потерю (смерть кото-то из близких, развод родителей).
- Слишком критически настроен по отношению к себе
КАК ПРЕДОТВРАТИТЬ СУИЦИД?
- Открыто обсуждайте семейные и внутренние проблемы детей.
- Выслушивайте ребёнка всегда!
- Помогайте своим детям стоить реальные цели в жизни и стремиться к ним.
- Помогайте преодолевать препятствия, ПОВЫШАЙТЕ заниженную самооценку. Разумно поддерживать инициативу ребёнка.
- Любые положительные начиная подростков одобряйте словом и делом. Это повышает уверенность в себе и укрепляет веру в будущее.
- Ни при каких обстоятельствах не применяйте физические наказания.
- Не оказывайте давление на подростка, не предъявляйте чрезмерные требования в учёба и жизни ребенка.
- Любите своих детей и будьте деликатными с ними.
- Оставайтесь собой, чтобы ребёнок воспринимал вас как искреннего и честного человека, которому можно доверять.
- Подчёркивайте временный характер проблем.
- Если вас тревожит поведение ребёнка или эмоциональное состояние, обратитесь к психологу, социальному педагогу или классному руководителю.
Родители, помните: всё в ваших руках. Будьте поддержкой своему ребёнку во всём!
Педагоги-психологи КГКОУ ШИ 3 Домбаева Е.Я.
Воросова Г.Н.
Петрова Н.В.