Маркеры суицидального и девиантного поведения.

При переходе к подростковому возрасту возникает повышенная чувствительность к самоанализу, пессимистической оценке окружающего и своей личности. Эмоциональная нестабильность, часто ведущая к суициду, наблюдается у четверти здоровых подростков.

Для детей, склонных к суицидальному и девиантному поведению, характерны повышенная чувствительность и внушаемость, способность ярко чувствовать и переживать, склонность к колебаниям настроения, слабость критических способностей, эгоцентрическая устремленность, импульсивность в принятии решения. Нередки случаи, когда самоубийство детей вызывается гневом, протестом, злобой или нежелание наказывать себя и других.

        

Основные мотивы суицидального поведения детей и подростков:

  1. Переживание обиды, одиночества, отчужденности и непонимания.
  2. Действительная или мнимая утрата любви родителей, неразделенное чувство, ревность.
  3. Переживания, связанные со смертью, разводом или уходом родителей из семьи.
  4. Чувства вины, стыда, оскорбленного самолюбия; самообвинения.
  5. Страх наказания, нежелание извиниться.
  6. Боязнь позора, насмешек или унижения.
  7. Любовные неудачи, сексуальные эксцессы, беременность.
  8. Чувство мести, злобы, протеста, угроза или вымогательство.
  9. Желание привлечь к себе внимание, вызвать сочувствие, избежать неприятных последствий, уйти от трудной ситуации.
  10. Сочувствие или подражание товарищам, героям книг или фильмов.

 

Словесные признаки:

  1. Разговоры о смерти: «Я собираюсь покончить с собой», «Я не могу так дальше жить».
  2. Намёки о своём намерении: «Я больше не буду ни для кого проблемой», «Тебе больше не придется обо мне волноваться».
  3. Много шутят на тему самоубийства.
  4. Заинтересованность вопросами смерти.

Поведенческие признаки:

  1. Раздают другим вещи, имеющие большую личную значимость, приводят в порядок дела, мирятся с давними врагами.
  2. Демонстрируют радикальные перемены в поведении.
  3. Проявляют признаки беспомощности, безнадежности и отчаяния.

 

Ситуационные признаки:

  1. Социально изолирован (не имеет друзей или имеет только одного друга), чувствует себя отверженным.
  2. Живет в нестабильном окружении.
  3. Ощущает себя жертвой насилия.
  4. Предпринимал раньше попытки суицида.
  5. Имеет склонность к самоубийству.
  6. Перенёс тяжёлую потерю (смерть кото-то из близких, развод родителей).
  7. Слишком критически настроен по отношению к себе


                              КАК ПРЕДОТВРАТИТЬ СУИЦИД?

  1. Открыто обсуждайте семейные и внутренние проблемы детей.
  2. Выслушивайте ребёнка всегда!
  3. Помогайте своим детям стоить реальные цели в жизни и стремиться к ним.
  4. Помогайте преодолевать препятствия, ПОВЫШАЙТЕ заниженную самооценку. Разумно поддерживать инициативу ребёнка.
  5. Любые положительные начиная подростков одобряйте словом и делом. Это повышает уверенность в себе и укрепляет веру в будущее.
  6. Ни при каких обстоятельствах не применяйте физические наказания.
  7. Не оказывайте давление на подростка, не предъявляйте чрезмерные требования в учёба и жизни ребенка.
  8. Любите своих детей и будьте деликатными с ними.
  9. Оставайтесь собой, чтобы ребёнок воспринимал вас как искреннего и честного человека, которому можно доверять.
  10. Подчёркивайте временный характер проблем.
  11. Если вас тревожит поведение ребёнка или эмоциональное состояние, обратитесь к психологу, социальному педагогу или классному руководителю.

  Родители, помните: всё в ваших руках. Будьте поддержкой своему ребёнку во всём!

 

Педагоги-психологи  КГКОУ ШИ 3  Домбаева Е.Я.

                                                 Воросова Г.Н.

                                                               Петрова Н.В.