Согласно действующей лицензии в учреждении реализуются адаптированные основные общеобразовательные программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1, вариант 2).
Уровень образования (этапы обучения) | Общее количество классов на 2023-24 уч. год | Программа обучения |
1-4 класс (вариант 1,2) и дополнительный 1 класс (вариант 2) | АООП образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1, вариант 2) | |
5-9 класс | АООП образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1, вариант 2) | |
10-12 класс | АООП образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1, вариант 2) |
Сроки реализации АООП для обучающихся с умственной отсталостью составляют (интеллектуальными нарушениями) 9 - 13 лет
В реализации АООП УО может быть выделено два или три этапа:
I этап - 1 - 4 классы; 1 дополнительный класс (для варианта 2)
II этап - 5 - 9 классы;
III этап - 10 - 12 классы.
Цель первого этапа состоит в формировании основ предметных знаний и умений, коррекции недостатков психофизического развития обучающихся.
На данном этапе организуется первый дополнительный класс, деятельность которого направлена на решение диагностико-пропедевтических задач:
- выявить индивидуальные возможности каждого обучающегося, особенности его психофизического развития, оказывающие влияние на овладение учебными умениями и навыками;
- сформировать у обучающихся физическую, социально-личностную, коммуникативную и интеллектуальную готовность к освоению АООП;
- сформировать готовность к участию в систематических учебных занятиях, в разных формах группового и индивидуального взаимодействия с учителем и одноклассниками в урочное и внеурочное время;
- обогатить знания обучающихся о социальном и природном мире, опыт в доступных видах детской деятельности (рисование, лепка, аппликация, ручной труд, игра).
Цель второго этапа направлена на расширение, углубление и систематизацию знаний и умений обучающихся в обязательных предметных областях, овладение некоторыми навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире.
Цель третьего этапа реализации ФАООП УО направлены на углубленную трудовую подготовку и социализацию обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), которые необходимы для их самостоятельной жизнедеятельности в социальной среде.
Образовательные программы в Учреждении осваиваются в очной форме.
Специальной формой организации учебных занятий являются коррекционные (индивидуальные и групповые) логопедические и дефектологические занятия, занятия по развитию психомоторики и сенсорных процессов для обучающихся с выраженными речевыми, двигательными и другими нарушениями. На коррекционные, индивидуальные и групповые занятия по логопедии, развитию психомоторики и сенсорных процессов по расписанию отводятся часы, как в первую, так и во вторую половину дня. Их продолжительность составляет 15-25 минут. Группы комплектуются (1-4 чел.) с учетом однородности и выраженности дефектов речи, двигательных и других нарушений, в соответствии с медицинскими рекомендациями.
Педагог-психолог осуществляет психолого-педагогическое сопровождение и реабилитацию детей, консультативную и профилактическую работу с обучающимися, воспитанниками.
Социальные педагоги и сотрудники постинтернатной службы осуществляют связь с социальными службами и службой занятости, оказывают помощь обучающимся, выпускникам и администрации в вопросах охраны прав воспитанников и выпускников, их социальной адаптации.
Содержание образовательных программ и учебного плана школы-интерната.
Формирование учебных планов в школе обеспечивается на основе ФГОС ОВЗ (Приказ Минобрнауки России от 19 декабря 2014 г. № 1599) и адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1, вариант 2).
Программно-методическое обеспечение в целом соответствует заявленным программам.
Расписание уроков соответствует учебному плану, составляется с учетом требований СанПин, утверждается директором школы и врачом педиатром.
Максимальный объём недельной учебной нагрузки обучающихся соответствует максимально-допустимому количеству часов с учётом пятидневной недели.
Количество часов по предметам соответствует количеству часов, определенных в учебном плане по годам обучения. Часы факультативных, групповых и индивидуальных занятий распределены в соответствии с потребностями и запросами участников образовательного процесса.
В целях сохранения единого образовательного пространства, обеспечения преемственности, преподавание ведётся по учебным пособиям федерального перечня учебников.
Информационно-методическое обеспечение учебного процесса.
В Учреждении имеется библиотека с зоной читального зала на 12 мест, два читальных места оснащены персональными компьютерами с выходом в Интернет, имеется электронный каталог книжного фонда. Численно зарегистрированных пользователей библиотеки на 2022 г. – 102 человека, число посещений библиотеки за 2022 г. – 3150 чел.
Общий фонд библиотеки на конец 2022 г. – 9147 экз., в т.ч. учебной – 3065 экз., учебно-методической и художественной литературы – 6062 экз.
Уровень обеспеченности учебной литературой, рекомендованной (допущенной) Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе, составляет 100%.
Библиотека располагает учебными пособиями, рекомендациями по теоретическим и практическим разделам всех дисциплин и по всем видам занятий, в достаточном количестве.
Для реализации образовательных программ 19 предметных кабинетов оснащены учебным компьютерным оборудованием, из них 9 кабинетов оборудованы мультимедийными проекторами и 7 – интерактивными досками. В 2-х кабинетах начальных классов имеются мобильные телеги на 16 ноутбуков. Доступ обучающихся к образовательным ресурсам сети Интернет обеспечен, каждый учебный кабинет оснащен автоматизированным рабочим местом педагога, с подключением к локальной сети и Интернету.
Информационно-методическое обеспечение обеспечивает реализацию образовательных программ, психолого-педагогическую реабилитацию и социальную адаптацию воспитанников.