Дети не выбирают родителей, они принадлежат им с момента появления на свет. Поэтому очень важно, чтобы родители были приняты собственными детьми. Это происходит в детские и отроческие годы, и трудно тем родителям, которых дети в эти время не признали своими родителями, заслуживающими уважения и любви.

Родители должны уважать своих детей, но, уважая детей, надо уважать и самих себя. Для этого в детско-родительских отношениях важно придерживаться следующими десятью заповедями.

  1. Принимайте ребенка таким, каков он есть. Природа создает детей, очень сложно перемешивая в наследственном генном наборе ребенка качества и свойства многих предков, а не только прямых родителей. Поэтому в одной и той же семье могут родиться и красивые, здоровые, умные дети, и дети, прямо противоположные первым. И каждого ребенка, независимо от его качеств, родители должны с любовью принять, ибо только деятельная любовь родителей поможет одним детям сохранить и развить свою красоту, ум и здоровье, а другим – скорректировать свои недостатки и проявить свои достоинства.
  2. Никогда не приказывайте по прихоти. Не вмешиваться в жизнь ребенка столь же опасно, как и вмешиваться непрестанно. Изводить малыша по пустякам – значит оглуплять ребенка: он уже не сможет отличать шалость от серьезного проступка. И в то же время нельзя пройти мимо этого проступка, так как ребенок не сможет выработать у себя понимание цены проступков, их последствий. Ребенку полезно испытать горечь ошибок и чувство вины за проступок, чтобы научиться отличать поступки и ошибки от проступков. Вот как сформулировал эту мысль в своем стихотворении Евгений Евтушенко:

          Не надо говорить неправды детям,
          Не надо их в неправде убеждать,
          Не надо уверять их, что на свете
          Лишь тишь, да гладь, да божья благодать.

          Ошибок не прощайте, их узнавшим,
          Потом они повторятся стократ.
          И нас потом воспитанники наши
          За то, что мы прощали, не простят.

  1. Никогда не принимайте решения в одиночку. Каждый родитель может вносить предложения, но принимать решения можно при достижении между родителями согласия. Отец и мать выражают свое мнение, возможно отличное от другого. При достижении детьми дошкольного возраста следует их включать в обсуждение семейных дел. Постепенно они могут получить право не только совещательного, но и полноправного голоса на семейном совете.

А.С. Макаренко в «Книге для родителей» характеризует взаимоотношения в разных семьях. В семье Пыжовых все вопросы решаются на семейном совете, даже финансовые. Он описывает быт этой семьи, счастливую и радостную атмосферу, царящую в ней. Отец Иван Прокопьевич так говорил: «Ничего я не придумывал. Семья - это дело и хозяйство, разумеется. Деньги поступают и расходуются, это не я придумал. А раз деньги – должен быть порядок. Чего тут придумывать? Деньги тратить в беспорядке можно, только если ты их украл. А раз есть дебет и кредит, значит, есть и порядок. А, кроме того – такое, обстоятельство – дети. А когда же их учить? Теперь самое время и учить».

Больше всего удивляло Макаренко то, что Иван Прокопьевич не завел себе никакой бухгалтерии. Он ничего не записывал и детей к этому не приучал. По его словам это лишнее в семье: «Запись нужна для контроля. А нас семь человек, сами себе и контроль. А приучи к записи, бюрократами и вырастут, тоже опасность».

  1. Собственное поведение родителей – самый решающий фактор в воспитании детей. Особенно вредны для детей шумные и бурные скандалы между родителями: от них дети страдают больше, чем сами родители
  2. Говорите обо всем без боязни и сохраняйте доверие к тому, кто задает каверзные вопросы и противоречит. Разговаривайте и вызывайте детей на разговор: о вашей работе, о счетах, о домашних делах, о предстоящем отпуске, о ремонте и т.д. Спорьте, но уважительно, и сохраняйте доброе отношение и доверие к тем детям, которые спорят с вами с уважением. Радуйтесь тому, что у них возникают собственные взгляды, свои убеждения, пусть они будут отличными от ваших, лишь бы они были разумными. Умейте признавать свою неправоту. Семья – первая среда для приобщения ребенка к социальной жизни.
  3. Не допускайте никаких излишеств в подарках детям. Соблазняясь рекламой, дети осаждают своих родителей. В результате родители разучиваются отказывать детям, хотя отказ приносит больше пользы, так как учит отличать необходимое от излишнего. Излишество в подарках приучает детей к иждивенчеству по отношению к обществу. А общество не может делать подарки – их надо заработать.
  4. Во всем нужно действовать собственным примером. Личный пример для подражания - это единственный способ завоевать уважение детей. Трудно запретить подростку курить, если сам родитель курит. Нельзя добиться аккуратности и вкуса в одежде девочки, если мама неаккуратно и безвкусно одевается.
  5. Объединяйтесь, когда нужно преодолеть какие-то трудности, все делайте сообща. Семья – это частная республика, а дети члены этой республики, поэтому все дела, все радости и беды должны быть общими. Обязанности в семье необходимо распределять. Мать должна быть организатором семейного дела, руководителем его, а не слугой. Нужно в раннем детстве приучить детей к чистоте, поэтому следует установить правила уборки, которую должны выполнять дети. Следует обговорить режим дня, чтобы он был разумным и целесообразным. Если вы хотите, чтобы дети в определенный час собирались к обеду вместе с другими, то они должны понимать, что такой порядок необходим, чтобы облегчить работу по приготовлению к обеду и уборке после него. А главное, чтобы всей семьей собраться вместе, поделиться своими мыслями и чувствами. Если вы хотите, чтобы дети не оставляли недоеденных кусков, то они должны понимать, что это необходимо из уважения к труду людей, производящих продукты, из уважения к труду родителей, на деньги которых эти продукты покупаются.
  6. Держите двери дома открытыми. Дети не должны чувствовать, что они привязаны к дому веревкой. Они должны быть свободными и чувствовать себя свободными. Двери дома должны быть открытыми для друзей детей, для выхода детей в широкий мир соседей, товарищей, подруг. Необходимо доверять детям, но они должны научиться быть ответственными, а это не просто. Деликатно и уважительно надо помочь детям выработать у себя чувство личной ответственности за свободный выбор. Если в семье доброе, уважительное отношение друг к другу, родители не злоупотребляют запретами, а больше используют советы, заинтересованы обсуждением всех семейных и детских дел, то дети ничего не будут скрывать от родителей и они сумеют вовремя предостеречь своих детей от необдуманных поступков.
  7. Устранитесь в положенное время. Необходимо осознавать, что наступит время, когда повзрослевшие дети покидают родное гнездо, хотя это и грустно. Пришло время им жить самостоятельно, отдельно от родителей, и родители должны отпустить и не мешать им в этом. Одним из важных назначений семьи является выявление в каждом ребенке его способностей, наклонностей и талантов, и все это развить, реализовать и проявить на общее благо. Воспроизводство жизни во всех ипостасях и ее изменение к лучшему – общая и конечная цель совместной жизни супругов. И ваши взрослые дети, отделившись от вас, создав семью и начав жить самостоятельно, начнут новый цикл жизни, для того, чтобы она никогда не кончилась. В этой бесконечности бытия и саморазвитии заложен смысл жизни.

 

Подготовила педагог-психолог 
Жабина Лариса Александровна