Изначально техника была создана для работы с детьми, затем стала успешно использоваться в групповой работе со взрослыми и детьми, работе с семьёй, особенной популярностью пользуется во время тренингов по профессиональному выгоранию, уже на протяжении 4 лет.

Цель: снятие эмоционального напряжения, коррекция детских страхов, повышение самооценки, нормализация психоэмоционального состояния, самоосознание, развитие мелкой моторики.

Материалы для работы: капроновые колготы или носки, нитки, иголки, пряжа, клей или двусторонний скотч, цветной картон или глаза, рот для кукол ручной работы, «предметы для волшебства»- ленты, бисер, пайетки , по 250 грамм разного вида крупы, посуда для крупы (плоские тарелки).

Подготовительный этап

Вспомните эмоцию, состояние, в котором вам было плохо.
Ответьте на вопросы: Какая/какой я в этом состоянии? Что я теряю? Какой/каким я могу быть? (антипод тому состоянию, в котором я нахожусь)
Например: гнев. В этом состоянии я злая, раздражительная. Теряю спокойствие, силы, энергию. Могу быть доброй, спокойной.

Выберите из «предметов для волшебства» предмет, который вам больше всего нравится сейчас. «Волшебными» могут быть бусинки, пайетки, ленточки...и т.д. Этот предмет, символически, будет для вас олицетворять то желаемое качество или состояние, которого вы лишаетесь, когда находитесь в состоянии, с которым работаем (гневе, обиде …). Также вы можете написать это качество или состояние на небольшом листе бумаги, который можно скрутить в трубочку.
Возьмите выбранный предмет в свои ладони. Мысленно, символически «наделите» его своей силой, (храбростью, спокойствием, уверенностью, ..- то, что теряете в рассматриваемой ситуации). Для этого ритуального действия, лучше подготовиться: принять удобную позу, сделать 2-3 глубоких дыхательных циклов – считайте на вдохе до 5, на выдохе, до 7. Сосредоточьтесь на том, что предмет в вашей руке будет символизировать вашу храбрость (спокойствие, уравновешенность …).

Этап психологического анализа

Что значит быть добрым (смелым, спокойным, в хорошем настроении)?
Что и кто может в этом помочь?
Вспомните момент из своего прошлого, когда вам удавалось быть в хорошем настроении (преодолеть свой страх, быть спокойной,..)?
А что другие люди обычно делают, чтобы справиться с гневом...?
Кто на ваш взгляд добрый (смелый, спокойный…)?

Этап создания «антистрессика»

Насыпьте все крупы в мелкие тарелки или любую другую емкость, в которые поместиться ваши ладони. (В ходе работы мы, обычно, используем одноразовую посуду).
«Познакомьтесь» с каждым видом крупы. Потрогайте ладонями, пальцами, выберите ту, которая наиболее приятна вам по ощущениям (крупы можно смешивать )

Приступаем к изготовлению куклы - антистрессика. Это будет кукла в виде колобка или «капитошки», состоящая из одного шара, наполненного крупой.


Завяжите один край отрезка от капроновых колгот узлом и выверните его так, чтобы узел оказался внутри (можно использовать носок)

Наполните подготовленный отрез выбранной крупой, поместив середину свой тайный предмет. Размер шара, определяем самостоятельно, как и плотность наполнения. Условие одно: размер и плотность должно ему нравиться по ощущениям.

Когда полость колгот наполнена, формируем шар, завязав узел сверху.

Сформируйте лицо герою. При помощи нитки с иголкой, создайте нос своему герою. Нарисуйте, наклейте глаза и улыбку. Сделайте прическу своей кукле, украсьте её.

Когда кукла готова, представьте её и познакомьте её с миром.

Вопросы для работы с куклой:

Как зовут вашу куклу? Какая она?

Что вам в ней нравится/не нравится ?

Есть в этой кукле что-то похожее на вас?

Что у куклы вам нравится больше всего?

Что кукла думает о своём тайном (волшебном ) предмете?

Чтобы вы посоветовали кукле, если она вдруг почувствует страх (обиду, гнев..)? В этом ответе важно (особенно если это ребёнок, ему необходимо помочь), формулировать поддерживающие послание.

Вы уже придумали, где эта кукла будет жить?

Предлагаем понаблюдать как кукла может менять свои эмоции ( когда растягиваешь, сжимаешь такую куклу, выражение её лица меняется), поднимая вам настроение.

Выводы

Эта техника может помочь мягко и бережно рассказать о своих страхах, чувствах и эмоциях, которых ребенок может стесняться, поверить в свои силы и через создание куклы трансформировать это чувство внутри себя.

"Антистрессики" выходят разные, со своим характером





педагог-психолог КГКОУ ШИ 3 Воросова Галина Николаевна